Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Проект

Культурно-образовательный проект ''Этот век из вдохновенья, этот век из серебра''

Представительством Россотрудничества в Республике Беларусь – Российский центр науки и культуры в Минске (далее – Россотрудничество) со 2 октября по 30 ноября 2017 года в Республике Беларусь будет реализован культурно-образовательный проект «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра», посвященный поэтам Серебряного века – юбилярам 2017 года: Марине Цветаевой (125 лет), Константину Бальмонту (150 лет), Игорю Северянину (130 лет), Максимилиану Волошину (140 лет), Черубине де Габриак (125 лет).
Цель проекта: формирование и расширение знаний учащихся об эпохе Серебряного века; развитие у учащихся устойчивого интереса к изучению культуры, к чтению художественной литературы, к изучению учебных предметов «Русский язык», «Русская литература», «Мировая художественная культура»; совершенствование читательской компетентности и кругозора учащихся; укрепление традиций семейного чтения; выявление лингвистически одаренных учащихся; реализация межпредметных и межкультурных связей.
Для реализации культурно-образовательного проекта предлагаем в течение октября-ноября 2017 года:
провести в учреждениях образования Могилевской области внеклассные тематические мероприятия для учащихся I-XI классов (приложение 1);
открыть проект 3 октября 2017 года единым республиканским Часом поэзии «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра», на котором учащиеся получат информацию о культурно-образовательном проекте, услышат краткую характеристику эпохи Серебряного века, стихи поэтов – юбиляров 2017 года; с 9 по 15 октября 2017 года предлагаем провести республиканскую Цветаевскую неделю (приложение 2), приуроченную к юбилею поэтессы (8 октября – 125 лет);
открыть неделю республиканским мероприятием «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…», на котором для аналитического чтения и обсуждения будет предложено письмо М.И. Цветаевой к детям, обсуждение содержания которого завершится написанием творческой работы (приложения 3, 4).
Участникам проекта на сайтах учреждений образования предлагается разместить разработанный организаторами баннер проекта, который будет опубликован на сайте Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь, на странице проекта http://blr.rs.gov.ru/ru/activities/113/projects/1161 .
Информацию о планируемых и проведенных мероприятиях для размещения на сайте Представительства Россотрудничества в Республике Беларусь можно будет направлять с пометкой «Проект» по адресу rcnkminsk@mail.ru.
Участникам проекта предоставляется возможность получить бесплатный доступ к электронным книгам «ЛитРес: Библиотека» http://blr.rs.gov.ru/ru/news/7764.

Приложение 1
Возможные мероприятия для включения в план работы по проекту
«Этот век из вдохновенья, этот век из серебра»
(октябрь – ноябрь 2017 года)

3 октября – единый республиканский Час поэзии «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра»
9-15 октября – Республиканская Цветаевская неделя (см. Приложение 2. Примечание: предложенные мероприятия, не вошедшие в Цветаевскую неделю, могут быть проведены в рамках проекта в другое время)
В течение октября-ноября:
– Литературные гостиные (литературно-музыкальные композиции):
«Я хочу быть первым в мире, на земле и на воде…» (о К. Бальмонте);
«О, поэт пленительнейших песен…»(о К. Бальмонте);
«Паганини русского стиха» (о К. Бальмонте);
«Я – для всех и ничей» (о К. Бальмонте);
«Путник по вселенным» (о М. Волошине);
«Я был, я есмь…» (о М. Волошине);
«Поэт, переводчик, художник, критик, философ М. Волошин»;
«Я, гений Игорь Северянин…»;
«Иронизирующее дитя» (об И. Северянине);
«Колокола собора чувств» (о музах И. Северянина);
«Елизавета Дмитриева и Черубина де Габриак: два имени и две судьбы»;
«Блистательная мистификация Серебряного века» (о Черубине де Габриак);
«Царицей призрачного трона меня поставила судьба...» (о Черубине де Габриак);
«Я приняла наш древний знак – святое имя Черубины»;
«Серебряного века силуэт»;
«Мы о любви поговорим стихами» (поэты Серебряного века о любви).
– Семейное чтение «Серебряного века вечера».
– Литературный и акварельный вернисаж:
«Коктебельская сюита М. Волошина»;
«Киммерийская школа живописи».
– Акция «Учёные – школе»: чтение преподавателями региональных вузов для учителей-филологов и старшеклассников открытых лекций о жизни и творчестве поэтов Серебряного века.
– Книжные выставки-инсталляции «В эпохе Серебряного века» (выставки, которые представляют собой пространственную композицию, созданную из различных элементов - книг, журналов, бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации).
– Уроки-путешествия (заочные, виртуальные путешествия):
«Любил я странствовать по Крыму» (М. Волошин);
«С моею царственной мечтой одна брожу по всей вселенной» (Черубина де Габриак);
«Эстония – страна моя вторая» (И. Северянин);
«По бальмонтовским местам»;
«Петербург Серебряного века»;
«Путешествие по Серебряному кольцу русской литературы начала XX века» (9–11 классы);
«Путешествие в Серебряный век русской поэзии» (5–8 классы);
«Строфическое путешествие в пространстве и во времени».
– Часы поэзии «Серебряные россыпи стихов».
– Уроки читательской интерпретации любимых стихов «Поэт, которому я доверяю».
– Занятия стихосложением в поэтической мастерской «Цех поэтов».
– Поэтический вечер акмеистов в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака».
– «Среда» на «башне» Вячеслава Иванова.
– Конкурс риторического мастерства «Слово о поэте».
– Диспуты в Политехническом «Поэтические индивидуальности Серебряного века».
– Дискуссия на тему «Поэзию любят красивые люди?»
– Часы поэзии для учащихся начальных и 5–6 классов:
«Поэты Серебряного века – детям»;
«“Фейные сказки” К. Бальмонта»;
«Детские стихи о природе И. Северянина»;
«Пройдёмте по миру, как дети…» (М. Волошин);
«Пьесы для детей Е.И. Дмитриевой (Черубины де Габриак) и С.Я. Маршака».
– Конкурс рисунков «Навеяно поэзии строкой».
– Конкурс выразительного чтения «И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл».
– Информационный час «Художники-современники Лев Бакст и Максимилиан Волошин» (Л. Бакст – уроженец Пружан, 150-летие которого в 2016 г. было включено ЮНЕСКО в список памятных дат).
– Часы громкого чтения «Звучат по-русски и по-белорусски Серебряного века голоса».
– Выставки книг и иллюстраций «По страницам Серебряного века».
– Поэтические слушания «Нам нравятся поэты, похожие на нас».
– Арт-пространство (фотовыставка) «Мой город читает поэтов Серебряного века».
– Просмотр и обсуждение телепередач из цикла В. Бондаренко «Поэты и музы Серебряного века».
– Просмотр и обсуждение документальных фильмов о судьбах и творчестве поэтов Серебряного века:
«Киммерийский затворник» (фильм реж. О. Рябоконь о М. Волошине);
«Розы для короля» (фильм Е. Потиевского об И. Северянине);
«Больше, чем любовь» (фильм Т. Маловой о К. Бальмонте);
«Черубина де Габриак» (видеоролик Т. Наумовой);
«Видеоантология. Судьбы серебрян».
– Устный журнал «Легенды Серебряного века» со страницами:
«Легенды Серебряного века. Художник-странник М.Волошин».
«Легенды Серебряного века. «Король поэтов» – Игорь Северянин»;
«Легенды Серебряного века. «Изысканность русской медлительной речи» К. Бальмонт».
«Легенды Серебряного века. “Так тонко имя Черубины…”».
– Литературные встречи «Прогулки по Серебряному веку».
– Литературно-художественный салон «Поэзия и живопись Серебряного века».

Приложение 2
Цветаевская неделя
(возможные мероприятия для включения в план проведения недели
с 9 по 15 октября)
9 октября – Республиканское мероприятие «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…».
В течение недели с 9 по 15 октября:
– Литературная гостиная на одну из тем:
«Мы были музыкой во льду…»;
«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась…»;
«Если душа родилась крылатой…»;
«Имя твоё – птица в руке…»;
«Тоска по Родине – давно разоблачённая морока…»;
«Не женщина, а птица…» и др.
– Литературный вернисаж:
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»;
«Ко всем протягиваю руки…».
– Читательские посиделки в семье «Цветаевский яблочный пирог».
– День семейного чтения «Читаем М. Цветаеву».
– Акция «Учёные – школе»: чтение преподавателями региональных вузов для учителей-филологов и старшеклассников открытых лекций о жизни и творчестве М.И. Цветаевой.
– Книжные выставки-инсталляции (выставки, которые представляют собой пространственную композицию, созданную из различных элементов – книг, журналов, бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации).
– Выставки книг в учебных кабинетах и библиотеках учреждений образования «М. Цветаева и о М. Цветаевой», «В мире цветаевской поэзии».
– Выставки иллюстраций «По страницам цветаевских книг».
– Уроки-путешествия:
«Москва Марины Цветаевой»;
«Дом в Трёхпрудном»;
«По следам Марины Цветаевой»;
«Марина Цветаева в эмиграции»;
«Возвращение на Родину» и др.
– Часы поэзии «Гудят моей высокой тяги лирические провода…».
– Цветаевские уроки
«Стихи растут, как звёзды и как розы…»;
«Мне имя – Марина…» и др.
– Информационный час «Цветаевский след на белорусской земле».
– Литературно-музыкальный вечер в кругу друзей «Мне нравится, что вы больны не мной…».
– Просмотр и обсуждение документальных фильмов о судьбе и творчестве М. Цветаевой:
«Мне девяносто лет, ещё легка походка…» (фильм М. Голдовской об Анастасии Цветаевой и её воспоминаниях о М. Цветаевой);
«Страсти по Марине» (фильм А. Осипова, получивший приз «Золотой Витязь», премию «Ника» за лучший документальный фильм 2004 года);
«Парижская элегия: Марина Цветаева» (фильм А. Свининой);
Исторические хроники 1972. Цветаева;
«Вдохновенная Марина» (фильм О. Нифонтовой о судьбе и творчестве М. Цветаевой, о её семье);
«Осень. Цветаева. Таруса» (литературовед А. Саакянц проводит экскурсию для учащихся в Тарусе);
«Марина Цветаева. Роман её души» (фильм реж. Т. Маловой о пражском периоде в жизни поэтессы) и др.
– Виртуальные экскурсии по музеям М. Цветаевой:
Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» в г. Москве;
Дом-музей семьи Цветаевых в Иванове, с. Ново-Талицы;
Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых (Владимирская обл.);
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник;
Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве (Московская обл.);
Литературно-художественный музей М. Цветаевой в Башкортостане, с. Усень-Ивановское;
Тарусский дом-музей семьи Цветаевых;
Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии
и др.
– Читательские конференции по книгам:
В. Швейцер «Быт и бытие Марины Цветаевой»;
М. Цветаевой «Мой Пушкин»;
А. Цветаевой «Воспоминания» и др.
– Цветаевские научные чтения (конференции).
– Литературно-музыкальная композиция «Цветаеву поют».
– Литературно-драматическая композиция «Я тоже была…».

Приложение 3
Методические рекомендации по проведению республиканского мероприятия «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…» (V–XI классы)

Предполагается открыть 9 октября 2017 года республиканскую Цветаевскую неделю «Диалогом с поэтом…», в рамках которого для ознакомления с содержанием учащимся будет предложено написанное М.И. Цветаевой по заказу эмигрантского журнала письмо к детям (см. Приложение 4). С целью погружения обучаемых в язык цветаевской прозы текст письма предлагается дать без купюр учащимся V–XI классов.
В зависимости от возраста и уровня литературно-лингвистической подготовки каждого конкретного класса учитель определяет форму работы над цветаевским текстом:
– комментированное аналитическое чтение с обсуждением ключевых положений (афоризмов) текста письма;
– самостоятельное чтение с последующим обсуждением содержания письма-напутствия;
– громкое выразительное чтение с последующим обсуждением содержания письма;
– аналитическое чтение с поиском ответов на поставленные вопросы;
– чтение с последующей дискуссией (полемикой) по содержанию письма и др.
Мероприятие сопровождается демонстрацией фотографий М. Цветаевой, документальных материалов, связанных с периодом написания поэтессой письма, видеоматериалов о М. Цветаевой и завершается заданием – написать творческую работу (жанр определяют учащиеся: сочинение-рассуждение или эссе по одному из напутствий (афоризму) поэтессы; ответное письмо поэту; напутствие современникам и др.). Лучшие работы размещаются на сайтах учреждений образования (школ, лицеев, гимназий) и направляются (не более
3-х от учреждения образования) в УО «МГОИРО» по адресу znatalia29@mail.ru и в РУМК по адресу klimroo.metod@mail.ru для определения работ победителей и размещения на сайте УО «МГОИРО» и отдела образования, спорта и туризма информации о реализации данного культурно-образовательного проекта.


Приложение 4
Открытое письмо М.И. Цветаевой к детям

Зимой 1937–1938 годов журнал для детей русских эмигрантов попросил знаменитую поэтессу Марину Цветаеву написать заметку в первый номер. Первый номер так и не вышел, но «Открытое письмо детям» сохранилось.
Оно создано для детей, вероятно, в надежде на то, что его прочтут и родители.

Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, – как мы. Но говорят: что вы есть, что вы – особая порода, ещё поддающаяся воздействию.
Потому:
– Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек.
– Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!
– Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно – 2) прыгайте в него к нему как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого – или же на худой конец – не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (NB! ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя никто, и совсем нет лица: бельмо. Ну, а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) – отвечайте (словом Корнеля): «А я – кто!»
В более же важных случаях – поступках – Et s’il n’en reste qu’un — je serai celui-la! * (* «И если останется лишь один – им буду я», Виктор Гюго).
Не говорите «немодно», а всегда говорите: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпывайте их – их родительством.
Не осуждайте своих родителей нa смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется!
Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе – в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь – не уступить!
Не отличайте себя от других – в материальном. Другие – это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно – сознания. После победы – протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут – свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
Это у вас должно быть в руке – как у меня.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на vis-a-vis (визави), а на собственные колени.
Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», вы спроси́те: «Что такое романтизм?» – и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) – слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
– «Романтизм – это душа».
Марина Цветаева

Разделы сайта