Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

СППС

Памятка родителям

"Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними"

“Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребенка.

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Белорусским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РБ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Уголовная ответственность. Белорусское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб-ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна

14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво-бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие

- длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилие

- длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

запугивание ребенка –

• ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,

• используют для запугивания свой рост, возраст,

• на него кричат,

• угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

использование силы общественных институтов –

• религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

использование изоляции –

• контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

• унижают его достоинство,

• используют обидные прозвища,

• используют его в качестве доверенного лица,

• при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

• ребенка стыдят,

• используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

• не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

• взрослыми растрачиваются семейные деньги.

• ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

• угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

• угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

• используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

• отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

о физическом наказании

Родителям о наказании

Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.

Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.

Раннее выявление семейного неблагополучия

Семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход из сложных жизненных ситуаций, что приводит к росту числа неблагополучных семей. Неблагополучная семья нуждается в помощи со стороны. Главная задача, стоящая перед всеми субъектами профилактики, как можно раньше заметить, выявить семейное неблагополучие, защитить ребенка и других членов семьи от домашней тирании, помочь оступившимся родителям и их детям начать новую жизнь.

Специалистам системы образования принадлежит ведущая роль, в работе по раннему выявлению, проведению социального расследования, постановке на учет и снятия с учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Специалисты системы образования

• формируют межведомственную команду для проведения социального расследования;

• сотрудничают со специалистами других организаций;

• составляют основную документацию.

       Все факты о признаках семейного неблагополучия фиксируются в отделе по образованию. По каждой информации о семейном неблагополучии специалистами учреждений образования с участием специалистов заинтересованных служб района проводится комплексное социальное расследование и выносится мотивируемое заключение о наличии либо отсутствии критериев социально опасного положения несовершеннолетних. Как показывает опыт работы, ни одна отдельно взятая служба не в состоянии самостоятельно вывести семью из социально опасного положения, это возможно только путем объединения усилий в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям. Межведомственное взаимодействие в настоящее время - одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики социально опасного положения семей. Одна из основных целей специалистов, занятых в профилактике, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов. Хотелось бы отметить своевременность прибытия сотрудников Климовичского РОЧС, АВОП, участковых медсестёр УЗ «Климовичская ЦРБ» на соцрасследование, а также предоставление информации в установленные законодательством сроки.

Нужно заметить, что данная статистика имеет ввиду семьи, где воспитываются дети только до 3-х лет, и работу с данными семьями ведёт СПЦ, а ведь сколько ещё семей, где воспитываются дети и от 0 до 3-х лет, и дети, которые посещают детские сады и школы. С этими семьями работу ведут учреждения образования. В районе еженедельно организовываются рейды межведомственной акции «Семья без насилия» (временно приостановлены в связи с эпидемиалогической ситуацией).

УЗ «Климовичская ЦРБ» обеспечена постановка на особый учет беременных женщин с признаками социального неблагополучия с информированием ГУО «Климовичский районный социально педагогический центр. Аналогичная информация поступает и в отношении беременных несовершеннолетних. В обоих случаях выписка детей после рождения в семьи проводится только после комиссионного обследования условий проживания семьи и письменного комиссионного заключения. Со стороны участковых медицинских сестер УЗ «Климовичкаая ЦРБ» осуществляется систематический патронаж детей в течение одного года после рождения, а детей, признанных находящимися в социально опасном положении - в течение трех лет.

В частности, если раньше педиатры при визитах в семьи должны были оценивать в том числе и санитарно-бытовые условия, то сейчас они должны сообщать в отдел по образованию об игнорировании родителями медицинских рекомендаций, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей.

С целью предупреждения пожароугрожающей ситуации во исполнение решения Кдимовичского РНК № 35-17 18.011.2009 года работниками Кдимовичского РОЧС регулярно проводится пожарно-профилактическая работа в домовладениях многодетных семей, семей других категорий.

Хотелось бы напомнить, что одним из критериев и показателей социально опасного положения согласно постановления Совета Министров РБ от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в СОП» является невыполнение рекомендаций медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребёнка, что угрожает его жизни или здоровью. Поводом для сигнала может стать ситуация, если ребенку с тяжелой бактериальной инфекцией родители отказываются давать антибиотики, если не следуют рекомендациям медиков в случаях сложных дерматитов.

Новое постановление четко определило показатели СОП, с которыми предстоит работать. Поводом для тревоги является допущение родителями систематического отсутствие пищи, предназначенной для питания ребёнка (для детей раннего возраста от 0 до 3-х лег, дошкольного возраста от 3-х до 6 лет, школьного возраста от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физеологическим потребностям детского организма. Хотелось бы, чтобы обращали внимание на то, чем питаются дети разных возрастов (указывать в своих информациях наличие смесей, мясных и овощных консервов, фруктовых пюре, каши, а также другие продукты питания, которые имеются для детей дошкольного и школьного возраста). Но и учитывать материальное положение разных семей. При возмущении родителей руководствуйтесь постановлением № 22. Обращайте внимание на то, как родители обращаются с детьми, может заметили или слышали, что родители применяют физическое и (или) психологическое насилие по отношению к ребёнку, не молчать, не утаивать, а сообщать либо в Климовичский РОВД, либо нам, в социально педагогический центр.

Как говорилось ранее, наиболее действенный метод профилактики семейного неблагополучия - это его раннее выявление, включение семьи в профилактическую работу, пока она способна изменить ситуацию. Раннее выявление - это отправная точка в профилактической работе, первая ступень по предупреждению всех асоциальных связей. В дошкольных учреждениях воспитатели, медицинские работники проводят ежедневный осмотр детей во время их приема. Данная работа проводится также в школах района. А малышей, которые находятся дома, соответственно, наблюдают патронажная медсестра и врач-педиатр. Ежемесячно социально педагогическим центром проводится актуализация банка данных детей, находящимися в социально опасном положении, с информированием об этом всех заинтересованных.

        Отдел по образованию выходит на координационный совет с ходатайствами о признании семей в СОП или решает, что критериев и показателей СОП не выявлены в семье, а не другие службы района, но поскольку вся информация о неблагополучии оседает у нас, в отделе по образованию, хотелось бы, чтобы всю информацию о неблагополучии сообщали нам, в СПЦ, либо в отдел по образованию, чтобы можно было раньше выявить факты семейного неблагополучия. В случаях выявления употребления спиртных напитков родителями, указывайте конкретную информацию, когда, какого числа были замечены родители. Заметили, сразу сообщили, не утаивать информацию. Может что-то заметили (неопрятность, ссадины и др.), посещаем семью, сообщаем в отдел по образованию. Лучше выявить на раннем этапе признаки неблагополучия и вести работу с семьёй в рамках СОП, предотвратить НГЗ, социальное сиротство.

Принято считать, что самое безопасное место для ребенка — это его дом. Хотелось бы, действительно, чтобы рядом с ним находились люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем.

Раннее выявление семейного неблагополучия

Оказание социально-психологической помощи детям, пострадавшим от семейного насилия и жестокого обращения во взаимодействии с субъектами профилактики.

Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний.

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог действительно о нем заботится.

Задачи, стоящие перед психологом:

• способствовать уменьшению у ребенка чувств стыда, вины, бессилия;

• помочь в укреплении чувства собственной значимости;

• сформировать новые поведенческие паттерны;

• способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;

• способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного Я, в том числе и физического образа Я.

Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.

В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода в работе с такими детьми. Наиболее эффективными считаются: визуализация, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия. Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является эклектичная, мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления: работа с мыслями, работа с эмоциями, работа с поведением. Выбор конкретного метода в практической работе зависит от:

– возраста ребенка;

– стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением;

– уровня когнитивного развития ребенка.

Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым. Консультант должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок-жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.

Обычно мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, проводившим, например, групповые занятия, с которым уже сформированы доверительные отношения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, обычно являются гораздо более трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие физическое или эмоциональное. Тем не менее все они научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым.

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности:

когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций;

аффективный уровень: гнев, злость; тревожность; чувство вины; страх отвержения; фобии; депрессия;

поведенческий уровень: драки; слезы; низкая учебная успеваемость; ночные кошмары; изоляция от окружающих; конфликты с окружающими.

Дети так же, как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить; отрицают, что проблема насилия существует; отказываются говорить на больную тему; говорят о чем-то несущественном; избегают контакта глаз; невербально закрываются и разговаривают враждебно; не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и т. п.

Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (как часть мира взрослых или школы), которая причиняет боль. Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему.

При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации:

1. Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; чего ребенок ждет от специалиста.

2. Уточнение ожиданий ребенка. Психологу необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям он может соответствовать. Например, психолог не может сам покарать насильника. Тем не менее нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, психолог может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.

4. Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.

5. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6. Завершение сессии. Обычный способ завершения сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что же происходило вовремя их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Как правило, обобщение занимает 2–4 минуты. Также в начале каждой последующей сессии рекомендуется просить ребенка вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования; во-вторых, психологу проверить собственную эффективность.

Впроцессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно, например, сказал ребенок, сколько – что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если, вместо задавания вопросов, применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают.

Иногда в желании помочь ребенку психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у него желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбрать то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения. Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы на такие вопросы, как «Живешь ли ты с обоими родителями?»; «Кого ты включаешь в свою семью?»; Как ты относишься к членам своей семьи?».

Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?». Ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?». В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача психолога – помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий.

Garbarino и Stott подчеркивают, что вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:

– использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5;

– использовать имена чаще, чем местоимения;

– использовать терминологию ребенка;

– вместо того чтобы говорить: «Ты понял, о чем я спрашиваю?», попросить ребенка повторить слова психолога;

– не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает; вместо этого перефразировать вопрос;

– не задавать несколько вопросов одновременно;

– после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, нежели задавать следующий вопрос, – таким образом психолог побуждает ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ.

Обобщая, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, специалисту следует определить, насколько эти вопросы уместны:

– насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;

– насколько поставленный вопрос способствует раскрытию и самовыражению клиента.

Несмотря на то что большинство профессионалов сообщают о валидности детских воспоминаний о насилии, тем не менее, всегда нужно учитывать склонность детей к преувеличению с целью вызвать к себе симпатию и привлечь внимание.

Loftus предположил, что существует два источника ложной памяти: средства массовой информации и навязывание психологом своих гипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора или из разговоров взрослых. Психолог, со своей стороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, которые как бы подталкивают клиента к утвердительному ответу, или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению, специалисты не имеют прямого инструментария, который бы определял правдивость маленьких клиентов,тем не менее, существует ряд рекомендаций, которые могут помочь:

– не нужно спешить с выводами и опираться только на один какой-то метод при определении, имело ли место насилие;

– не стоит задавать наводящие вопросы;

– не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, но фиксировать происходящее посредством записей или аудио-, видеотехнологий;

– в случае неясной ситуации консультироваться со специалистами;

– полезно использовать метод свободных ассоциаций;

– сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить; «Расскажи мне об этом подробнее».

Очевидно, что психотерапевтический процесс необходимо заканчивать, когда цель, поставленная совместно психологом и клиентом, достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее:

– что происходило с ребенком в процессе консультирования;

– какая цель была поставлена, достигнута ли она;

– какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими);

– как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет;

– какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть.

Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч с клиентом, чтобы узнать о его жизни. Можно попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта; ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.

работа по выявлению и предотвращению жестокого отношения к детям

Рекомендации для родителей и педагогов                  

 ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА?

 (Памятка для родителей)

  Всегда знать, где ваш ребенок и с кем. С осторож­ностью относитесь к тому, чтобы ребенок ночевал вне дома.

  Пусть дети ходят парами или группами, когда это воз­можно. Дети должны всегда идти домой одним и тем же путем.

  Познакомьтесь со взрослыми, которые работают с ва­шим ребенком в школе и в свободное время.

  Не пускайте ребенка одного в общественный туалет.

  Прислушивайтесь к вашему ребенку. Простые слова типа: "Мне больше не нравится этот учитель музыки" или "Я не хочу, чтобы дедушка приезжал к нам в гости" могут нести в себе важное сообщение. Спросите ребенка: "Почему же?"

  Проверьте, понял ли ребенок то, чему вы его научили, играя с ним в игру типа "А что, если...?".

• Обсудите с ребенком специфические ситуации и любую другую информацию по его личной безопасности, например, что он будет делать, если потеряется в магазине, пропустит автобус и т.д.

  • Пусть ребенок участвует в выборе правильного реше­ния.
  • Концентрируйте внимание на ситуации, а не на чело­веке.
  • Начните с «незнакомого человека», потом перейдите к «людям, которых ты вроде знаешь», например, лифтер, сантехник, сосед, а затем — к тем, кого ребенок любит.
  • Будьте конкретными: «Что бы ты сделал(а), если бы такой-то пригласил тебя покататься на машине, прогуляться по парку?»
  • Не имеет значения, кто. Реакция ребенка должна быть одинаковой. Если ребенок ответит неправильно, поработайте над этим. Помогите ребенку говорить о том, как он должен поступить.
  • Нельзя быть уверенным, что ребенок все понял как надо, если не говорить с ним о потенциально опасных ситуациях очень конкретно.

  Время от времени говорите о личной безопасности всей семьей. Напоминайте вашим детям, что они всегда должны рассказывать, если с ними что-нибудь случится. Если первый, кому они расскажут, не поверит им, они должны рассказать еще кому-нибудь, и еще, и еще — пока кто-нибудь не примет меры.

  Если ребенок скажет вам, что с ним такое произошло, не паникуйте. Если вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины и взять назад свои слова. Отвечайте ребенку спокойно, уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал
и что это не его вина. Поддержите ребенка, попытайтесь по­нять его чувства — испытывает ли ребенок гнев, страх, печаль или тревогу, — успокойте его, сказав, что вы защитите его.

 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ О НАСИЛИИ НАД НИМ

(Памятка для педагогов)

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойными.
  3. Успокойте и поддержите ребенка словами:

  • «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала»
  • «Ты в этом не виновата»
  • «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»
  • Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

       Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).

       Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

       Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например: «Твоя мама не расстроится» или: «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Если ребенок говорит об этом в классе

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже»), и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорое, тем лучше (например, на ближайшей перемене, в перерыв для обеда).

После раскрытия

  • Поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы дове­ряете, о своих чувствах. Такие случаи всегда тяжело пережива­ются. Вам тоже нужна поддержка.
  • Узнайте, сможете ли вы получить информацию о сос­тоянии расследования, о принятых мерах и т.д., и если сможете, то как.
  • Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка. (Например, скажите ему: «Если захо­чешь поговорить, я в твоем распоряжении».)
  • Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим школьным работникам и ученикам.  

 Не откладывайте сообщение. Помните, если вы подозре­ваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы ответст­венны перед законом и должны сообщить об этом.

Разделы сайта