Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

В помощь молодому специалисту

Требования по оформлению учебных кабинетов. Методические рекомендации.

Как подготовить современный урок.

Основные звенья (этапы) современного урока.

 

Методический кабинет – центр самообразования и совершенствования педагогического мастерства учителя

Для многих школ по-прежнему актуальна задача создания работающего и практически полезного внутришкольного кабинета методической работы. Школе действительно нужна собственная методическая структура, объединяющая и развивающая профессиональное сообщество, как в предметном, так и в межпредметных направлениях. Данная методическая структура может иметь разное название от предметной кафедры до центра образовательных технологий, медиоцентра.

Оборудование и организация работы методического кабинета должны позволять решать следующие задачи:

  • нормативно-организационную (пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководства учреждения образования и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания);
  • дидактико-методическую (оказание помощи методическому объединению в разработке планов работы на учебный год, а также в организации, подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта методической работы (методических сборов, совещаний, семинаров, научно-методических конференций);
  • информационно-проблемную (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);
  • практическую (оказание помощи учителям в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, а также путем организации консультаций опытных учителей);
  • технологическую (рекомендации по методике применения ТСО; помощь учителям в их использовании, обобщение и анализ использования ТСО на уроках);
  • создания актива методистов М/О, организация его работы; работа с председателями М/О и взаимный обмен информацией с ними.

Для решения указанных задач методический кабинет должен иметь помещение, позволяющее разместить необходимое оборудование и рабочие столы для учителей. Число столов должно позволять более или менее свободно располагаться всему педагогическому коллективу при проведении заседаний.

Оборудование методического кабинета включает:

  • стенды, отражающие организацию учебной и методической работы в учреждении образования; Основные стенды, которые размещается в фойе школы это визитная карточка (миссия) учреждения образования, на котором размещаются цели и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом и режим работы школы. Материалы на стендах должны быть направлены на совершенствование образовательного процесса, реализацию концепции образования на период 2006-2010 г.г.;
  • стенд «Современный урок» или «В помощь начинающему учителю». Отражающие требования к современному уроку, структуры урока, схемы анализа уроков. На данном стенде можно рекомендовать к размещению правила управления успехом на уроке, материалы о работе с одаренными детьми и детьми, испытывающими трудности в обучении;
  • фонды педагогической печати, а также литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания;
  • образцы учебной документации (частные методики, планы-конспекты проведения занятий и т.п.);
  • информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам обучения и воспитания;
  • каталоги учебных кинофильмов, диафильмов и других дидактических материалов, используемых в общешкольном масштабе;
  • материалы ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания в виде печатных материалов;
  • справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники и т.п.);
  • технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся дидактических материалов (диапроектор, магнитофон и пр.);
  • письменные столы для учителей, классную доску, экран, кафедру для проведения занятий и заседаний.

В кабинете должен быть обеспечен свободный доступ учителей к литературе, а также помощь и консультации учителей-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий.

Имеющееся оборудование и литературные фонды должны позволить:

­         самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО;

­         консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения;

­         заседания методического совета ОУ, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.

Оборудование методического кабинета современной школы включает:

1.Стенды.

         Вся документация методического кабинета, обеспечивающая реализацию задач школы по обучению и воспитанию учащихся может размещаться в кабинете заместителя директора. Здесь же формируется банк данных на педагогов школы (результаты педагогического мониторинга, карта профессиональной деятельности педагога)

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

         Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет.

         Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.

Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении зав. кабинетом, определяются функциональные обязанности.

Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебель и приспособления, выделяемых администрацией школ для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.

Рекомендуется следующий этап оснащения кабинета:

–     классная доска;

–     приспособление для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке (рейки, стенды, решетки);

–     хранилище приборов, для раздаточного материала;

–     щиты для оформления экспозиций;

–     витрины или подставки для книг;

–     оснащение рабочего места учителя.

Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.

В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения.

План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.

Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.

Цель паспортизации учебного кабинета: проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Общие требования к учебному кабинету

 

  1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

–     приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональные обязанности;

–     паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;

–     правил пользования учебным кабинетом учащимися;

–     акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

–     протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год;

–     плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

–     заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, таблицы, слайды, планы ответов, памятки и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы;

–     планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

  1. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
  2. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

–     оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);

–     наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).

 

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

 

  1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.
  2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
  3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
  4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

 

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

 

  1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
  2. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
  3. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.
  4. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
  5. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
  6. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования: индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

Как подготовить современный урок

        Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

- четко определить и сформулировать для себя его тему;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

 

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

-   узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

-   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-  задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

 

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

 

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

        При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

- формальную;

- содержательную;

- аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:______________________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

 

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

 

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока

Ученики    

Учитель

 

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

         первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

         указание на то, что учащиеся должны запомнить;

         мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

         сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

         первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

         контроль результатов первичного запоминания;

         регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

         внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

         частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

         сообщение учащимся цели предстоящей работы;

         воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

         выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

         проверка выполнения работ;

         обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

         задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

           постановка цели урока;

         повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

         проведение проверочных упражнений;

         ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

         упражнения на их освоение;

         упражнения на их закрепление;

         тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

         упражнения на перенос в сходную ситуацию;

         упражнения творческого характера;

         итог урока;

         задание на дом.

Структура урока повторения:

         организация начала урока;

         постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

         проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

         подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

         задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

         организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

         постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

         изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

         подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

         определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

 

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

         организация начала урока (психологический настрой учащихся);

         сообщение темы урока и его задач;

         изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

         формирование, закрепление первичных умений и применение их в

         стандартных ситуациях - по аналогии;

         упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

         творческое применение знаний и умений;

         упражнение по отработке навыков;

         домашнее задание;

         итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

         организационный момент;

         вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

         выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

         проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

         формулирование выводов по изученному материалу;

         оценка результатов урока;

         подведение итогов;

         задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

         организация начала урока;

         проверка домашнего задания, постановка цели урока;

         подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

         изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

         закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

         обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

         подведение итогов и результатов урока;

         задание на дом;

         подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей-новаторов:

 

Система преподавания Л.В. Маховой:

         рассказ обзорного типа по всей теме;

         урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

         урок - практическая работа;

         урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

         заключительный опрос по теоретическому материалу;

         решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

         уроки теоретического разбора материала учителем;

         уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

         уроки-семинары;

         уроки-практикумы;

         уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

         урок-лекция по всей теме;

         уроки-решения ключевых задач;

         урок-консультация;

         урок-зачет.

Разделы сайта