Отдел по образованию

Климовичского райисполкома

Горячие новости

13.12.2018 - Методическое объединение учителей истории и обществоведения

13.12.2018 - Методического объединение воспитателей группы продленного дня.

10.12.2018 - Новогодняя благотворительная акция «НАШИ ДЕТИ»

01.12.2018 - Согреем детские сердца

26.11.2018 - Областной этап Республиканского конкурса (конференции) исследовательских работ

14.11.2018 - КВН

13.11.2018 - Важны контроль и оценка

27.10.2018 - ВСТРЕЧИ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ: ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

22.10.2018 - Олимпиада по финансовой грамотности

20.10.2018 - Акция "Чистый лес - 2018"

19.10.2018 - Областной семинар-практикум

15.10.2018 - ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

15.10.2018 - 1-й этап репетиционного тестирования

14.10.2018 - Есть такая профессия

10.10.2018 - Об итогах проведения олимпиады

08.10.2018 - График проведения олимпиады

28.09.2018 - "Посвящение в первоклассники"

24.09.2018 - Республиканская акция «МОЛОДЕЖЬ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ»

17.09.2018 - Информационное сообщение олимпиада




Главная : Государственное учебно-методическое учреждение "Климовичский районный учебно-методический кабинет" : В помощь молодому специалисту

В помощь молодому специалисту

Требования по оформлению учебных кабинетов. Методические рекомендации.

Как подготовить современный урок.

Основные звенья (этапы) современного урока.

 

Методический кабинет – центр самообразования и совершенствования педагогического мастерства учителя

Для многих школ по-прежнему актуальна задача создания работающего и практически полезного внутришкольного кабинета методической работы. Школе действительно нужна собственная методическая структура, объединяющая и развивающая профессиональное сообщество, как в предметном, так и в межпредметных направлениях. Данная методическая структура может иметь разное название от предметной кафедры до центра образовательных технологий, медиоцентра.

Оборудование и организация работы методического кабинета должны позволять решать следующие задачи:

  • нормативно-организационную (пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководства учреждения образования и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания);
  • дидактико-методическую (оказание помощи методическому объединению в разработке планов работы на учебный год, а также в организации, подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта методической работы (методических сборов, совещаний, семинаров, научно-методических конференций);
  • информационно-проблемную (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);
  • практическую (оказание помощи учителям в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, а также путем организации консультаций опытных учителей);
  • технологическую (рекомендации по методике применения ТСО; помощь учителям в их использовании, обобщение и анализ использования ТСО на уроках);
  • создания актива методистов М/О, организация его работы; работа с председателями М/О и взаимный обмен информацией с ними.

Для решения указанных задач методический кабинет должен иметь помещение, позволяющее разместить необходимое оборудование и рабочие столы для учителей. Число столов должно позволять более или менее свободно располагаться всему педагогическому коллективу при проведении заседаний.

Оборудование методического кабинета включает:

  • стенды, отражающие организацию учебной и методической работы в учреждении образования; Основные стенды, которые размещается в фойе школы это визитная карточка (миссия) учреждения образования, на котором размещаются цели и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом и режим работы школы. Материалы на стендах должны быть направлены на совершенствование образовательного процесса, реализацию концепции образования на период 2006-2010 г.г.;
  • стенд «Современный урок» или «В помощь начинающему учителю». Отражающие требования к современному уроку, структуры урока, схемы анализа уроков. На данном стенде можно рекомендовать к размещению правила управления успехом на уроке, материалы о работе с одаренными детьми и детьми, испытывающими трудности в обучении;
  • фонды педагогической печати, а также литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания;
  • образцы учебной документации (частные методики, планы-конспекты проведения занятий и т.п.);
  • информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам обучения и воспитания;
  • каталоги учебных кинофильмов, диафильмов и других дидактических материалов, используемых в общешкольном масштабе;
  • материалы ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания в виде печатных материалов;
  • справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники и т.п.);
  • технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся дидактических материалов (диапроектор, магнитофон и пр.);
  • письменные столы для учителей, классную доску, экран, кафедру для проведения занятий и заседаний.

В кабинете должен быть обеспечен свободный доступ учителей к литературе, а также помощь и консультации учителей-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий.

Имеющееся оборудование и литературные фонды должны позволить:

­         самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО;

­         консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения;

­         заседания методического совета ОУ, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.

Оборудование методического кабинета современной школы включает:

1.Стенды.

         Вся документация методического кабинета, обеспечивающая реализацию задач школы по обучению и воспитанию учащихся может размещаться в кабинете заместителя директора. Здесь же формируется банк данных на педагогов школы (результаты педагогического мониторинга, карта профессиональной деятельности педагога)

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

         Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет.

         Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.

Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении зав. кабинетом, определяются функциональные обязанности.

Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебель и приспособления, выделяемых администрацией школ для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.

Рекомендуется следующий этап оснащения кабинета:

–     классная доска;

–     приспособление для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке (рейки, стенды, решетки);

–     хранилище приборов, для раздаточного материала;

–     щиты для оформления экспозиций;

–     витрины или подставки для книг;

–     оснащение рабочего места учителя.

Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год.

В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения.

План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.

Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.

Цель паспортизации учебного кабинета: проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Общие требования к учебному кабинету

 

  1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

–     приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональные обязанности;

–     паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;

–     правил пользования учебным кабинетом учащимися;

–     акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

–     протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год;

–     плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

–     заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, таблицы, слайды, планы ответов, памятки и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы;

–     планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

  1. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
  2. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

–     оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);

–     наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).

 

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

 

  1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.
  2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
  3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.
  4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

 

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

 

  1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
  2. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
  3. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.
  4. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
  5. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
  6. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования: индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

Как подготовить современный урок

        Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

- четко определить и сформулировать для себя его тему;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

 

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

 

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

-   узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

-   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-  задания, способствующие закреплению материала учеником.

 

4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

 

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

 

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

        При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

- формальную;

- содержательную;

- аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:______________________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

 

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

 

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока

Ученики    

Учитель

 

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА

 

- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

         первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

         указание на то, что учащиеся должны запомнить;

         мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

         сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

         первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

         контроль результатов первичного запоминания;

         регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

         внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

         частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

         сообщение учащимся цели предстоящей работы;

         воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

         выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

         проверка выполнения работ;

         обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

         задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

           постановка цели урока;

         повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

         проведение проверочных упражнений;

         ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

         упражнения на их освоение;

         упражнения на их закрепление;

         тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

         упражнения на перенос в сходную ситуацию;

         упражнения творческого характера;

         итог урока;

         задание на дом.

Структура урока повторения:

         организация начала урока;

         постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

         проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

         подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

         задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

         организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

         постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

         изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

         подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

         определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

 

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

         организация начала урока (психологический настрой учащихся);

         сообщение темы урока и его задач;

         изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

         формирование, закрепление первичных умений и применение их в

         стандартных ситуациях - по аналогии;

         упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

         творческое применение знаний и умений;

         упражнение по отработке навыков;

         домашнее задание;

         итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

         организационный момент;

         вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

         выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

         проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

         формулирование выводов по изученному материалу;

         оценка результатов урока;

         подведение итогов;

         задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

         организация начала урока;

         проверка домашнего задания, постановка цели урока;

         подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

         изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

         закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

         обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

         подведение итогов и результатов урока;

         задание на дом;

         подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей-новаторов:

 

Система преподавания Л.В. Маховой:

         рассказ обзорного типа по всей теме;

         урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

         урок - практическая работа;

         урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

         заключительный опрос по теоретическому материалу;

         решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

         уроки теоретического разбора материала учителем;

         уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

         уроки-семинары;

         уроки-практикумы;

         уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

         урок-лекция по всей теме;

         уроки-решения ключевых задач;

         урок-консультация;

         урок-зачет.

 


  • «Молодежная столица Республики Беларусь»
  • Министерство образования

    14.12.2018В Беларуси проходит первый Национальный студенческий форум
    studПодробнее...
    13.12.2018Захоўваць гістарычную памяць, выхоўваць патрыётаў
    memoryПодробнее...

    Главное управление по образованию Могилевского облисполкома

    06.12.2018Подари ребенку радость!
    Подробнее...
    28.11.2018Поздравляем победителей областного конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам
    Подробнее...
                       

    Cтатистика посещений

    Яндекс.Метрика


    Отдел по образованию Климовичского райисполкома
    213633,г.Климовичи, ул.20 лет октября, 19.
    тел. 8 (02244) 6-59-35 т/ф. 8 (02244) 7-00-20
    e-mail: klimroo@mogilev.by
    Рег. свидетельство: №7141000986 от 07.07.2010